зачем нужно учиться, высшее образование как цель и средство

Зачем нужно учиться. Высшее образование как цель и средство

Нас всех с детства отовсюду наставляют: учись. Обязательно учись, прилежно, и на одни пятерки. Зачем конкретно и что должно получиться в результате, нам как-то особенно не рассказывают. Просто учись хорошо, и все будет тип-топ. Потом обязательно нужно поступить в университет. Раньше не было такого повального увлечения высшим образованием, как сегодня. Сегодня же нам внушают со всех сторон: высшее образование – ключ к успеху. К какому успеху?


Давайте разберем некоторые интересные вещи из окружающей жизни – и, как водится, не оставим камня на камне от существующих стереотипов!

Образование вообще и высшее образование в частности не являются самоцелью. Строго говоря, цель здесь – получить некие профессиональные знания, которые в будущем, после получения диплома, новоиспеченный специалист будет использовать во благо себе и обществу. А самое главное – достойно зарабатывать себе на кусок хлеба с маслом и кормить семью.

Но что мы видим кругом? Специалист-гуманитарий Митя Скоропукин, два года назад с отличием закончивший какой-нибудь трепологический факультет новомодного коммерческого вуза и знает три иностранных языка, работает за пятьсот долларов в месяц младшим менеджером по продаже бытовой техники.

При этом его однокурсник Степа Брехоболкин, который вообще-то плевал на учебу с высокой вышки и даже в вузе еле-еле скрипел с тройки на тройку, на удивление всем получил неплохой руководящий пост в местной администрации, и теперь важно дефилирует в костюме и при галстуке – и даже в банальных платежках за Интернет расписывается престижной перьевой ручкой «Паркер», с чувством собственной значительности.

А некий Федя Разгуляев, который едва закончил одиннадцать классов, почти сразу же открыл собственное дело. И пока те двое (сами не зная, зачем) усердно корпели над потрепанными советскими учебниками и не спали по ночам во время сессий, Федя методично развивал свой бизнес, начав с элементарной шиномонтажки: балансировка – 80 рублей, переобуть резину вкруговую – уже тысяча… И теперь Федя владеет сетью автосервисов, двумя магазинами по продаже автозапчастей и закусочной в бойком месте, а летом еще и приторговывает квасом. В результате Федя имеет возможность вместе с женой и детьми хоть каждый месяц отдыхать на престижных курортах, у него два дорогих автомобиля и особняк в тихом историческом центре города. А высокоумный гуманитарий подсчитывает сторублевки до зарплаты и думает, как бы ему сэкономить на маршрутках.

Вполне ожидаемым будет негодующий возглас масс: «Где справедливость?» Справедливости нет, дорогие друзья – есть только цель, процесс и результат. Давайте посмотрим, кто же на что наработал.

Митя Скоропукин поступил в университет на филфак не от большого желания. Вообще-то ему хотелось поступить на военно-морскую службу, так как он всю жизнь мечтал о карьере военного. Но родители не на шутку перепугались, что их чадо столкнется с суровой жизнью морского офицера, и решили выбрать для него более спокойную гавань. Не важно, что профессии толковой Митя так и не получил – лишь бы была корочка, в наше время главное иметь диплом. Любой. Запихали на филфак. В результате Митя пять лет корпел в библиотеках, заработал искривление позвоночника и комплекс «затравленного интеллигента», а получив диплом, долго не мог устроиться на работу. Потому что оказалось, что он толком ничего не умеет! Вопрос: на фига учился-то??? Рассуждать о творчестве поэтов Серебряного века – это пожалуйста. А вот элементарно посчитать, сколько в следующем месяце платить за электричество, Митя не может. (Да ему оно и не надо – все равно он живет с родителями и коммунальные платежи – не его забота). В конце концов, его по большому блату устроили в магазин бытовой техники, потому что Митин папа когда-то учился вместе с директором этого самого магазина.

Степа Брехоболкин никогда и не мечтал о красном дипломе и научной степени. Он вообще-то всегда затруднялся ответить на вопрос – кем он хочет стать и какая работа ему вообще по душе. Неинтересно ему это все было. Что Степа любит – это футбол и рыбалку. И еще красиво понтоваться перед девочками на своем новом Mercedes-Benz E300, который подарил ему папа на день рождения. Вообще, по большому секрету, Степины знакомые (именно знакомые, настоящих друзей у него почему-то нет) между собой говорят, что это папа устроил Степана на высокую должность в администрации. Но все это, конечно же, ерунда и сплетни завистников. К работе своей Степан относится равнодушно.

Федя Разгуляев всегда был лидером в компании друзей. И всегда четко знал, чего он хочет: денег. Стать богатым. И не важно, что он не может назвать подряд двух-трех классиков отечественной литературы, фамилии де Голль или Эйзенхауэр ему не говорят ни о чем, а что касается Наполеона… Федя полагает, что это был очень крупный бизнесмен, раз его назвали в честь торта. А Федина жена жалуется, что с ним и поговорить-то особо не о чем. Но это все сущая ерунда. Ведь главное сегодня – это деньги, правда? Золотой божок, так сказать. Вот Федя и старается, как может, а книги читать – не его дело.

Все наблюдают похожие картины каждый день. И делают из этого следующие выводы:
1. Высшее образование в его сегодняшнем виде никуда не годится, по специальности так и так не устроишься – но все равно продолжают всеми правдами и неправдами запихивать своих отпрысков в высшие учебные заведения, куда ни попадя, лишь бы «корочку» получить.

2. Все троечники и раздолбаи – потенциальные бизнесмены. При этом двоечники – как минимум потенциальные олигархи. У них, видите ли, «самостоятельное мышление развито». ХА! Половина эти «бизнесменов» каждый день пасется возле рюмочной, жалуясь друг другу, что работать негде…

3. Все отличники – потенциальные задроты, наемные рабочие на скучных и никому не нужных работах. Планктон офисный обыкновенный.

Получается, учиться сегодня уже нафиг никому не нужно. Нужно сразу, хоть со школьной скамьи открывать что-то такое-этакое, главное – идея, а там уж попрет…

А вот и не угадали.

Если бы богач Федя Разгуляев озаботился изучением хотя бы одного иностранного языка, он вполне мог бы стать региональным партнером известной немецкой марки автомобилей и как минимум удвоить свое состояние. Была возможность, велись переговоры – но немцам тогда подвернулся другой кандидат, владеющий английским и немецким языками, со степенью Master of Business Administration американского университета Беркли. Федя очень переживал, что немцы не стали с ним сотрудничать. Это уж конечно не потому, что он пришел на деловую встречу в своем неизменном спортивном костюме и слегка поддавши. У нас так принято, мы люди простые, чё там – просто немцы не понимают ни хрена.

А еще у Феди чрезвычайно талантливый бухгалтер, который очень любит свою работу — кстати, окончивший престижный университет по специальности «Бухучет» — и этот самый бухгалтер ежегодно «нагревает» его на несколько сотен тысяч рублей, кладя их себе в карман – но Федя об этом даже не догадывается, потому что не проверяет отчетность лично – тупо не хватает знаний, да и зачем, он же босс, пусть другие работают…

Степа Брехоболкин мог бы принести намного большую пользу своему городу, в администрации которого он теперь так гордо восседает. Да и по карьерной лестнице продвигался бы побыстрее. Ему бы знаний чуток побольше… А так он вообще слабо представляет, что за работу он делает. Шустрые замы и главные специалисты с угодливой улыбочкой суют ему какие-то бумажки, он их подписывает, не глядя. Что-то там о выделении участков под строительство… И пофиг, что Степан только что поставил свое согласие на строительство нового бизнес-центра, участок под который будет внаглую отобран у дома престарелых. Он попробовал как-то раз вчитаться, разобраться, что к чему – но ни слова не понял. Юридического образования у Степана нет, а видимость наличия филологического оказалась ненужной.

Митя Скоропукин мог бы успешно и с удовольствием окончить Академию Генерального Штаба Вооруженных Сил РФ и сделать блестящую карьеру в военно-морском ведомстве. И родители бы им гордились, и сам был бы счастлив. Но Митя усердно продает телевизоры, боясь даже присесть лишний раз, чтобы не заработать штраф.

Выводы.

Высшее образование не просто важно – оно реально необходимо и полезно!!! Но при соблюдении следующих условий:

  1. Самое сложное. Будущий специалист сам выбирает себе профессию, делая это осознанно, согласно своим предпочтениям и интересам.
  2. Высшее образование человек получает уже с прицелом на дальнейшую профессиональную деятельность. И только так. Никакой воды и шелухи, только нужные знания.
  3. Высшее учебное заведение также выбирается согласно материальным возможностям и вариантам последующего трудоустройства.
  4. Специалист имеет возможность повышать свою квалификацию, будучи трудоустроенным. 

И самое главное – любое образование, в том числе высшее, должно быть средством, но никак не самоцелью! Зачем заставлять человека делать не то, что ему нравится? Хочет, к примеру, быть сварщиком – пусть идет в ПТУ и учится на сварщика! Это очень достойная и, кстати, хорошо оплачиваемая профессия. Хочет быть актером театра и кино – пусть идет и овладевает азами мастерства! Иначе получается не специалист, а непонятно кто: вроде что-то знает, где-то учился, но непонятно зачем, по специальности работать не хочет, не может и не будет.

Недоучка – еще хуже: это как танк с одной гусеницей. Грохоту много, толку мало.

Заметьте: как правило, самые успешные студенты – это люди, которые получают дополнительное образование: они уже знают, чего хотят и зачем пришли учиться.

У всех есть право самим выбирать дорогу. Давайте начнем уже им пользоваться.

Зачем нужно учиться. Высшее образование как цель и средство: 15 комментариев

  1. Пункт «Высшее образование человек получает уже с прицелом на дальнейшую профессиональную деятельность…» очень важен.

    Исходя из собственного опыта, я бы добавил, что разделение предметов на «нужные» и «ненужные» недостаточно.
    Если человек уже определился с выбором профессии, то ему следует быть готовым, что вполне возможно институт не даст нужных знаний или даст устаревшую информацию. Даже если институт «топовый».
    Поэтому, чтобы к концу образования выпуститься настоящим специалистом, ну или хотя бы близко похожим на него, я бы порекомендовал :
    как можно больше узнать о желаемой профессии;
    узнать о требованиях к кандидату;
    и затем начать самообучение;
    а когда уже будет ощущаться хоть какой-то запас знаний по выбранному ремеслу — пробовать получить должность;
    после каждой попытки — отшлифовывать знания по вопросам, вызвавшим затруднения, но не унывать. Это нормально, что тебя посылают, лучше пройти через это во время студенчества, а не когда ты будешь дипломированным «специалистом» без знаний.

    Возможно звучит банально и очевидно, но 90% этого не делает. Большинство больше заботиться о том, что они будут вспоминать о лучших годах своей жизни, при этом думая, что когда к концу обучения все само как-то получиться или что за не плохую учебу их с руками и ногами оторвут разные крупные фирмы.

    1. Согласен с тобой, Russell. Вообще, институт (университет) — как я его рассматриваю — изначально не ставит своей целью снабдить студента этаким универсальным чемоданом знаний, которые он пронесет с собой сквозь годы профессиональной деятельности.
      Задача высшего учебного заведения — научить человека быстро ориентироваться в информационном потоке, быстро отыскивать, обрабатывать и применять необходимую ему в профессиональной деятельности информацию. Поскольку все знания со временем так или иначе устаревают (особенно это актуально сегодня), институт по умолчанию дает солидный процент устаревших знаний — потому что как и всякая сложноорганизованная структура, он имеет большой запас инертности; на адаптацию к изменениям требуется время: обновить одни только учебные программы и библиотечный фонд чего стоит… Сегодня проще выйти в тырнет и погуглить, чем перевернуть кучу томов в библиотеке.
      Поэтому, имхо, не стоит надеяться, что институт сделает из болванки специалиста вот так, по мановению волшебной палочки, типа — я вам деньги, так научите меня. Самообразование, как ты верно заметил, играет чуть ли не самую важную роль в процессе любого образования, хоть школьного, хоть университетского. Вуз может дать некоторую базу, научить обращаться с источниками информации и ориентироваться в них на профессиональном уровне — но не более того. И уж точно никакие учебники не заменят практического опыта в данной сфере деятельности. Это мое личное мнение.
      Банально? Возможно. Очевидно? Да.
      Ты опять-таки прав насчет банальности истин. Но знаешь, я с удивлением наблюдал, как за «хвостатых» студентов четвертого курса приходили просить в деканат их родители. За взрослых раздолбаев приходят просить и унижаться (вообще идиотизм) их родители! Это говорит о чем? О том, что народ банально не понимает, куда и зачем они поступали, образование им не нужно, и родительские деньги им пофиг. Вот это будут специалисты просто высший класс!!! А ведь таких немало в наших вузах сегодня. И они занимают иногда чьи-то места… места тех, кто действительно хотел учиться, зная зачем и почему ему нужны эти знания.
      За тех, кто учится самостоятельно, никто и никогда просить не ходит.

      1. Да я сам могу вспомнить кучу историй об уровне профессиональных навыков будущих специалистов. Начиная с того что 70-80 % группы не может ответить на простейший тест по профильному предмету и заканчивая тем, что студентов не сдавших прошлую сессию допускают к будущей. И это не в первый раз. Из сессии в сессию, с курса на курс это масса перетекает все ближе и ближе к тому дню, когда их назовут специалистами и выдадут дипломы.
        Грустно, конечно, это все. Но нужно во всем искать плюсы. Как говорит один мой знакомый: «Чем больше таких людей, тем меньше у нас конкурентов.»

        1. А вот, кстати, тесты-то эти самые и отупляют сильно. Со мной учился один одаренный человек, хороший аналитик, много знающий. Так он принципиально отказался сдавать коллоквиум по истории зарубежных стран в форме теста — мотовировал это тем, что тесты ограничивают мысль и не позволяют полностью раскрыть тему. Хотя попросить его рассказать материал вот так, с ходу — рассказывать будет долго и увлеченно, еще и цифрами/фактами снабдит.
          Естественно, все сдают свои выпускные экзамены и получают свои дипломы. Но настоящими специалистами в своей области становятся лишь единицы. Сейчас практически везде такая ситуация, в результате недовольны ни выпускники, ни работодатели. У первых отсутствуют актуальные знания по специальности, а у вторых — желание нанимать на работу людей без необходимых знаний и навыков.
          Между тем люди, целенаправленно получающие знания, ухитряются еще и практический опыт нарабатывать во время учебы.

      2. Кстати, ты видел мое сообщение на почте?
        Если нет, то посмотри)

        ЗЫ: можешь потом удалить это сообщение

  2. Здраствуйте. Хотел бы узнать ваше мнение по поводу своей ситуации. В данный момент заканчиваю 4 курс по специальности «Строительство», иду на красный диплом. Не задрот, просто умный и быстро схватываю.
    Вот проблема — не вижу себя в данной сфере, сейчас больше занимаюсь ИТ, с детства туда тянуло, есть перспектива открыть пару своих проектов с другом. Но учёба отнимает достаточно много времени, т.к. специальность довольно сложная.
    Четвёртый курс и бакалавра я точно закончу, но вот вопрос с поступлением в магистратуру. Нету желания терять ещё год и не вижу перспектив от данной сферы. Сам уже задолбался учиться, 9 лет школы, 4 года колледжа, 4 год университета. Учёба, тем более в той сфере, в которой я учусь, мало имеет отношения к реалиям жизни. Лето в Америке по программе Work&Travel дало мне больше реального жизненного опыта, чем все эти года в стерильных учебных заведениях.
    Хочу заняться делом уже, но вот все родственники давят, что магистратура мне реально нужна, чтобы найти хорошую работу и бла-бла-бла. Доказать, что ценность бумажки, даже с отличием, нулевая и мне абсолютно не пригодится, не представляется вожможным.
    Думаю плюнуть на всё, добить четвёртый курс, получить бакалавра и пойти на вольные хлеба. Правильно ли я поступаю?

    1. Andrew, исходя из описания ситуации, могу сказать следующее:
      1. Доучиться в магистратуре все же стОит. И вот почему: никогда не знаешь, куда тебя забросит жизнь. IT-проекты — это здорово и востребовано, но здесь есть хорошая возможность дорасти до того, что ты поедешь за границу и будешь там двигать свой бизнес. И тут-то степень магистра будет явно весомее, чем бакалавра — хотя бы по статусу, даже если ты будешь руководить своей IT-компанией. Что касается работ по найму, у них бакалавр не может занимать должности выше средних руководящих. Поскольку наше образование за рубежом не котируется вообще, с российским дипломом бакалавра там делать нечего в принципе — даже у нас они считаются «недоучками». Получи магистра, пусть даже и в строительстве, но зато у тебя будет диплом более высокого уровня. Останешься в России, или поедешь за границу — статус все равно будет выше. Учеба пролетит быстро. Советую не терять время и параллельно двигать свои проекты, совмещая учебу и свое дело. Напрягайся, откажись от каких-то вещей, клубов, пьянок и т.д., если не хватает времени.
      2. Бизнес с друзьями делать нельзя — это по собственному опыту могу сказать совершенно точно. Потеряешь друга сразу же, как только начнете делить, кто и за что отвечает. Начинай сам — а с другом можешь вести параллельно независимые проекты.
      3. Тебе учиться осталось один год, так? Если да, то нет никакого смысла бросать. Родственников тоже можно понять — они мыслят категориями «выучись — найди работу — устройся — впахивай за зарплату», и в их времена это было нормально, и правильно. Сегодня появляются новые возможности, не использовать которые — значит просто профукать все шансы. Ты правильно мыслишь, стремишься заниматься тем, что тебя действительно интересует. Но в твоей ситуации — напрягись, дотяни до магистра. Если не получится в IT — в жизни всяко бывает — диплом строителя тебя не оставит без куска хлеба.
      Сам в свое время думал бросить учебу, но заставил себя дотянуть, и теперь понимаю, что это был правильный выбор.

      1. Спасибо за совет.
        1. Учусь в Украине, в этом году нам сказали что начиная с этого года выдавать дипломы будут «европейского образца», что это представляет собой по сути никто не знает, но темы и имена/фамилии переводили на английский. Так что видимо котироваться «у них» будут.
        2. Ну тут сложная ситуация, я по натуре интроверт и мне сложно завязывать новые знакомства, работу над собой я провёл колоссальную, уже не забитый омега, коим был, но всё же трудности некоторые испытываю. Насчёт бизнеса с друзьями я прекрасно начитан о подобном опыте, но в данном случае у друга уже есть некоторые знакомства, база и идеи, которые помогут «влиться». В дальнейшем я всё же понимаю что придётся разделиться.
        3. Мне полгода до бакалавра и ещё плюс год до магистра. Просто сейчас сложный период, навалилось много всего, расставание с девушкой потому что «она не видит во мне надёжного человека», в следствии очередное осознание «что же я делаю со своей жизнью». Уже отпустило, депрессия прошла, забил на девушек, теперь только холодно ставлю себе цели и иду к ним, занялся спортом в кои веку, пытаюсь играть в группе, свои проекты, помогаю сестра с дедьми (муж ушёл) и тут ещё достаточно сложная учёба по специальности которая меня совсем не прельщает. Плюс так вышло что я старше однокурсников (после колледжа) и ребята ещё живут детством и не парятся особо про будущее, так что приходиться работать над собой вопреки окружению, которое тянет назад. Всё же думаю последую совету, переборю себя и добью диплом. Всё же мужчины на то и мужчины, что должны бороться и идти к своим целям независимо от окружения.
        Спасибо вам и вашему журналу за полезные и жёсткие статьи, именно такая прямая мотивация периодически очень необходима.

        1. Andrew, спасибо большое за отзыв — стараемся =)
          1. Диплом «европейского образца» — это хорошо, но он не изменит отношения к нашему брату в целом. Мы для них так и останемся странами третьего мира. Имхо, туда ехать нужно не клянчить работу, а открывать свое дело. На это можно возразить, что нафига тогда диплом. А вот диплом нужен как раз для того, чтобы у тебя хотя бы формально степень полученного образования была выше, хотя бы по диплому, пусть даже по «нашему» — но ты будешь официально более образованным человеком.
          2. По поводу интроверта и саморазвития — ты молодцом! Трудности есть всегда и у всех, без них неинтересно и нет стимула их преодолевать, а следовательно и развиваться. Ты однозначно на верном пути, преодолеваешь себя, мыслишь самостоятельно и в правильном направлении — это сильно, это респект. «Самая сложная победа — это победа над собой». Если все же планируешь рискнуть начать бизнес с другом — повторюсь: не советую. Если не готов начинать один, подожди немного, переосмысли свои сильные и слабые стороны. Но если тебе все же проще начинать со знакомыми, можешь попробовать. По крайней мере, приобретешь собственный опыт. Мне со стороны сложнее оценить, я не знаю лично ни тебя, ни твоего друга. Да, я знаком с людьми, которым удалось построить бизнес и сохранить дружеские отношения. Но у них в команде впахивали все и постоянно, они плечом к плечу прошли через девяностые, и вообще сегодня это скорее исключение, чем правило. Этим и объясняется мой (и не только мой) скепсис по поводу бизнеса с друзьями.
          3. Мужчина — это тот, кто добивается своего. Поэтому ты все правильно делаешь, помогай родным, и не сдавайся у финишной черты, доучись и получи этот самый диплом. Пусть ты считаешь, что он тебе не пригодится и не интересен, но в случае чего у тебя будет кусок хлеба в кармане, ты хотя бы у нас сможешь устроиться на работу, а в нашей жизни это очень важный фактор. Да и в России сейчас строительный бум — кто знает, куда и как дальше повернется экономика и жизнь вообще. По поводу девушки вообще не парься, не твой вариант; станешь достойным человеком — будут сами бегать за тобой. Проверено поколениями =) Насчет однокурсников вообще молчу, будучи студентом вообще редко кто задается серьезными вопросами, живут от сессии до сессии — очень здорово, что ты уже сейчас думаешь над серьезными задачами.
          Не сдавайся, заканчивай вуз и занимайся тем, к чему душа лежит.
          Пиши, если что =)

  3. Очень интересная статья. Вот сегодня как-раз прочитала статью, где автор критикует вузы

    1. Таня, спасибо большое за отзыв =) критика вообще дело хорошее и даже полезное, если она здравая и базируется на фактах

  4. Очень интересная статья, примеры помогли её усвоить и оценить разумно. Хочу задать вопрос автору. У меня такая ситуация: заканчиваю школу, хочу поступать в вуз, все близкие и родственники несомненно рады тому, что я серьёзно настроена в этом плане. НО.. У меня есть молодой человек, который в этом году поступил в военное училище. А там, сами понимаете, дисциплина, режим, полно нагрузок — как физических, так и умственных. Не все выдерживают это. Звонит он мне редко, но уже успел «проесть плешь» тем, что образование НАШЕ никому не нужно, что можно просто взять всё и бросить! Уехать, путешествовать по миру, без денег, без всего. Я не вижу ни капли юмора в его словах и это очень сильно меня пугает. Я лично не понимаю, как в наше время можно ВЫЖИТЬ без высшего образования, да и без образования в принципе. И как можно всё бросить и уехать. Разве это может хорошо кончиться? Что мне делать?
    Сама я очень долго маялась с выбором экзаменов и профессии, которая пришлась бы мне по душе. Смотря на упадок уровня и качества образования в нашей стране, я решила пойти в педагогический. Хочется внести какой-то вклад в развитие общества. Это ведь важно. Или что на самом деле важно? Я надеюсь , что Вы мне поможете..

    1. Уважаемая Екатерина,

      Огромное спасибо за комментарий. Постараемся вместе разобраться в ситуации. На мой взгляд, Вы поступаете совершенно правильно, потому что:
      1. Миф о том, что образование, наше или не наше, «никому не нужно» — чистой воды заблуждение, причем весьма опасное. Как правило, на такие красивые фразы якобы «знатоков жизни» ведутся люди, не слишком хорошо представляющие, чем они будут заниматься и вообще не осознающие всей картины. Высшее образование необходимо! Просто ездить по миру без денег и всего — это хорошо в 20 лет. А что Вы будете делать потом в 30? Когда родители начнут стареть и не будут больше содержать вас, когда задумаетесь о создании собственной семьи? Пойдете искать работу и скажете работодателю, что много путешествовали? «Ну тогда возьмите и напишите долбаную книгу, а мне нужны сотрудники с образованием и опытом трудовой деятельности», — скажет он Вам, и будет прав. Второго Робинзона Крузо из Вас вряд ли получится, а вот потерять нужные годы очень легко.
      Образование открывает двери в различные социальные институты, куда без диплома Вы будете просто не вхожи. Кстати, состоятельные люди понимают это очень хорошо, и обязательно отправляют своих отпрысков в различные университеты по всему миру, дабы те все же получили заветные степени… Золотой молодежи можно вообще не работать и прожигать жизнь, но родители буквально силой выпихивают их в университет, прекрасно понимая, что это дает гораздо более высокий социальный статус.
      2. Бросать и уезжать ни в коем случае нельзя. Я лично в этом убежден на все 110%. Разумнее сделать так: получить специальность, найти работу, создать источники дохода, и путешествовать потом, уже твердо стоя на ногах. Вашему молодому человеку, вероятно, хочется романтики, но поверьте, жизнь намного жестче, чем он наивно полагает, и в реальности все далеко не так, как в романах Фенимора Купера. Весьма удивляет тот факт что он, судя по всему, нисколько не обеспокоен конкретно Вашей судьбой, если отношения серьезны.
      3. Вопреки мифу о том, что всем надо идти в управленцы, экономисты, юристы и прочее, я Вас абсолютно поддерживаю в вашем выборе. Профессию надо выбирать все же сердцем, слушая внутренний голос — иначе потом будете всю жизнь ходить на работу, как на каторгу, коря себя за неверный выбор. Свою работу надо любить, кайфовать от нее, если угодно — тогда и толк будет. Хороший педагог может зарабатывать весьма прилично, поверьте — если делает свою работу не как все, не на авось. Как и любой другой специалист, собственно.
      4. Искренне уважаю Вас лично за желание внести вклад в развитие общества. Без шуток, нам сегодня очень не хватает именно таких людей. Не тех, кто постоянно думает «как срубить бабла и свалить», а тех, кто хочет быть полезным людям. Такой ход мыслей заслуживает восхищения. Я сам с возрастом стал по-другому смотреть на деньги и на «материально озабоченных».
      5. Подводя итог: оставайтесь на своей позиции, Вы делаете все абсолютно верно — с моей точки зрения. Все более-менее взрослые люди скажут Вам то же самое. И знаете еще что? Почему-то я твердо уверен, что у Вас все получится. Не разменивайте свою мечту на гроши и стремитесь выше. Обязательно учитесь.
      Надеюсь, мои ответы утвердили Вас в Вашем решении.

      Удачи Вам и пишите в любое время, если будут вопросы, всегда рад =)

  5. Здравствуйте. Не могли бы вы посоветовать. А как поступить в том случае, если пошла учиться на малооплачиваемую, неинтересную и совершенно не престижную специальность гидрометеоролога из любопытства, никакого зова сердца, никаких препочтений нет. Как тогда? Вы ведь пишете что специальность нужно выбирать, исходя из предпочтений и обязательно без шелухи. Но что, если уже на 2 курсе, а нет абсолютно никаких идей чем хотелось бы заниматься в жизни. (на самом деле есть, но эти идеи не имеют отношения к получению дохода) А та специальность, на которой сейчас учусь, не даст мне ничего, только одну «шелуху». Как поступить в данном случае?

    1. Виктория, здравствуйте. Вопрос действительно сложный. Вы пишете, что пошли учиться на гидрометеоролога «из любопытства» — значит, хоть какой-то интерес, но все же был. Может быть, не зря? Сейчас очень много «управленческих» кадров, хороший гидрометеоролог может быть на вес золота в будущем, если мыслить немного шире.
      Мой совет — доучитесь, не бросайте начатое на полпути. Изучайте иностранные языки, лучше два — английским сейчас никого не удивишь, в довесок к нему осваивайте любой другой. Занимайтесь научной деятельностью, публикуйтесь. Параллельно с учебой ищите варианты где-нибудь курсе на 3 — 4 поехать учиться в зарубежный вуз, лучше по программе двойного диплома, такие тоже есть, надо только искать. В идеале получите два диплома, наш и зарубежный, плюс два иностранных языка — уже будет вариант устроиться работать в исследовательские центры за границей. Будете заниматься метеорологией на совершенно другом уровне, еще и удовольствие будете получать от своей работы)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *